24 июля 2023

Развитие телемедицины в России: проблемы и решения

Внедрение цифровых технологий во все отрасли общественной деятельности - приоритетная задача для нашей страны. Однако для медицины, как наиболее консервативной области, освоение цифровых возможностей не столь скорый процесс. Что такое сервис телемедицины и с какими проблемами он сталкивается сегодня, мы поговорили с основателем Школы Медицинского Бизнеса Анной Соломахиной.

 Телемедицина - сервис дистанционного предоставления медицинских услуг. Наиболее мощный толчок в реализации данного проекта внесла пандемия Covid-19. Согласно поручению Президента от апреля 2020 года, кабмин разработал меры по поэтапному внедрению дистанционных технологий в предоставлении медицинской помощи специалистами широкому слою населения. Это мониторинг состояния здоровья пациента, сбор анамнеза, обследований, повторные консультации и возможность использования мнений других специалистов. Внедрение телемедицины расширило проекты в сфере диагностики. Так, МРЦ с 2020 года ведет удаленную работу со снимками КТ и МРТ. Сервис также подтолкнул к развитию частных медицинских центров. 

Отличительные особенности от других каналов общения 

Общение в мессенджерах пациента и врача, бесспорно, полезная практика, однако:

такое общение не оформлено законодательно, поэтому, в случае некомпетентного лечения, привлечь врача к ответственности будет невозможно;

вся информация об обращении пациента, его лечение или рекомендации - все регистрируется в ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения) и отображается в медицинской карте пациента, что очень удобно для обращения и в другие медучреждения;

вся информация о пациенте специально защищена шифрованием: доступ, использование и изменение ее сторонним лицам без ведома пациента невозможно.

Важность развития сервиса телемедицины

доступность качественного оказания медицинской помощи в удобное для пациента время, что очень важно в предотвращении осложнений;

отсутствие очередей, что экономит время и ресурсы;

возможность обращения за повторной консультацией к своему лечащему врачу и продолжение дальнейшего наблюдения при условии смены жительства;

возможность консультирования специалистами разного уровня жителей отдаленных мест или сельских поселений;

налаженный процесс телеконсультирования увеличивает загрузку клиники на 20-30%;

возможность привлечения пациентов по ОМС и ДМС;

возможность контроля финансовой составляющей медицинских услуг;

клиника имеет возможность наблюдать свою базу пациентов и следить за качеством предоставления медицинской помощи, учитывая отзывы и пожелания пациентов, т.е. повышать сервис;

возможность дистанционных консультаций между специалистами.

Большинство крупных компаний уже используют возможности телемедицины, такие как СберЗдоровье, Медси, ГК Эксперт, ФМБА. Существуют также мобильные приложения, но в нашей стране использование их в доле от мирового рынка невелика - 3%, Роскачество прогнозирует этот показатель с ростом до 30-50%. Для компаний наличие такого сервиса - имиджевая история - компания заботится о здоровье своих сотрудников через возможность консультаций и обследований, экономя рабочее время. Более того, некоторые медицинские сервисы хорошо проявляют инициативу и подают заявки в Минэкономразвития на создание экспериментального правового режима (ЭПР) для урегулирования телемедицины с возможностями сервисов. 

Проблемы телемедицины

Для некоторых руководителей клиник плюсы телемедицины не обладают убедительными аргументами, чтобы их развивать в своем бизнесе.  Почему?

1.    Для многих врачей приоритетной является очная встреча с пациентом, а телемедицину они воспринимают, как обычный консультативный звонок, который, по их мнению, не сможет качественно помочь, а врач потеряет потенциального клиента;

2.  Для некоторых руководителей клиник телемедицина - дорогая, сложная и узкоспециализированная система, внедрять которую для небольшого персонала клиники нет смысла;

3.      Телемедицина - технологически связанная система, за поддержанием работы которой  необходимо следить, иметь нужного мастера, дополнительное оборудование;

4.      Внедрение новых технологий, по мнению руководителей и врачей, - мера, необходимая в случаях форс-мажоров и она временная, большинство пациентов предпочитают очное лечение.

Страхи и опасения руководителей и врачей клиник сегодня не обоснованы. Ведь благодаря сервису телемедицины можно контролировать лечение пациента, выстроить и наблюдать его маршруты, диагностику, быть в доступе, что особенно важно при прогрессировании многих заболеваний. И такой контроль может осуществлять врач любого направления, более того, они между собой могут хорошо взаимодействовать и таким способом эффективно действовать в лечении. Стоимость услуг такого сервиса доступна для любого учреждения, а для пациента - она ниже очного приема. Есть и бесплатный сервис, например, через терминалы почты России. Через портал «Гостелемед.ру» можно записаться на онлайн-прием по системе ОМС. 

Большинство экспертов сходится во мнении, что этот сервис будет активно расширяться и поддерживаться ИИ, например, Big Data. Экспериментальные правовые режимы, запущенные с 2021 года, быстро адаптируются, вносят нужные законы и поправки. По данным соцопросов, население поддерживает такую инициативу, и также готово к онлайн-консультированию и лечению.