29 июня 2020

Вышел в свет сборник научных статей по вопросам психического здоровья детей и подростков в рамках подготовки III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» - «ДЕТИ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ.

Вышел в свет сборник научных статей по вопросам психического здоровья детей и подростков в рамках подготовки III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» - «ДЕТИ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ.».

Это издание, состоящее из двух томов, включает статьи медицинских и немедицинских специалистов в сфере охраны психического здоровья по различным академическим дисциплинам, включая общую медицину, психиатрию, психологию, социологию, педагогику, юриспруденцию, экономику, спорт, искусствоведение. Ученые, представляющие более 130 научных, образовательных учреждений России, а также Канады, США, Германии, Великобритании, Израиля, Испании, Греции, Бразилии, Мексики, Португалии, Таиланда, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, делятся новейшими результатами научно-исследовательской и практической деятельности по широкому кругу проблем психического здоровья детей и подростков.

Тема психического здоровья подрастающего поколения, всегда имеющая высокую актуальность в современном мире, приобрела еще большую выраженность в период пандемии COVID19. Экономический кризис и связанные с ним рост безработицы и бедности среди родителей, безусловно, имеют негативные социальные и психологические последствия для детей, создают значительные проблемы в области образования и занятости. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ) (доклад “COVID-19 Risks Outlook”), в развивающихся странах безработица среди молодежи неуклонно растет. В настоящее время 80% учащихся в мире - более 1,6 миллиарда молодых людей - не посещают школу. Многие учащиеся из социально незащищенных семей не имеют необходимых технических средств для доступа к онлайн-курсам или сталкиваются с трудностями при работе на дому. Последствия такого неравенства в сфере образования, поставят их в невыгодное положение на рынках труда в будущем. Проблемой является также длительная изоляция, отсутствие возможности перемены обстановки, общения со сверстниками, что приводит к повышенному риску возникновения тревоги и страха, негативным последствиям для психического здоровья и благополучия.

Научно-практические данные и подходы к решению проблем в сфере охраны психического здоровья детей и подростков, представленные в междисциплинарном формате и описанные в более чем 200 статьях сборника по вопросам профилактики, лечения психических расстройств, представляют бесценные справочные материалы для исследователей и практиков. Структура сборника состоит из восьми разделов, включая: (1) «Укрепление психического здоровья детей и подростков: профилактика психических расстройств»; (2) «Психические расстройства и особенности психического развития в детском и подростковом возрасте: лечение и реабилитация»;  (3) «Психическое здоровье одаренных детей»; (4) «Психическое здоровье детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»; (5) «Влияние физической культуры и спорта на психическое здоровье детей и подростков»; (6) «Влияние культуры и искусства на психическое здоровье детей и подростков»; (7) «Образование и психическое здоровье детей»; (8) «Правовые и экономические основы охраны психического здоровья детей и подростков».

Разнообразие затронутых в работах представителей разных дисциплин тем и подходов к решению тех или иных проблем психического здоровья детей и подростков отражает характерную для современного этапа развития науки и общества в целом широту поиска общих и частных ответов на наиболее сложные и наболевшие вопросы, требующие в большинстве случаев продуманного междисциплинарного взаимодействия. Показать это во всей возможной полноте и одновременно попытаться стимулировать дальнейшее развитие указанных перспективных тенденций является основной целью настоящего сборника.