20 июля 2020

Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) опубликовала обновленный проект основных положений «Реформы системы охраны здоровья граждан РФ» с обоснованием проблем в этой сфере.

Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) опубликовала обновленный проект основных положений «Реформы системы охраны здоровья граждан РФ» с обоснованием проблем в этой сфере.

Первая версия проекта была разработана ректором ВШОУЗ д.м.н. Гузель Улумбековой и обсуждена во время проведения онлайн-конгресса «Оргздрав-2020» (25-26 мая), ее одобрили более 7 тыс. участников. В текущую версию внесены дополнительные предложения от руководителей региональных органов управления здравоохранением, членов медицинского отделения РАН, членов Совета Национальной медицинской палаты, руководителей профессиональных медицинских и пациентских ассоциаций, практикующих врачей. Медицинская общественность продолжает активно обсуждать проект.
 

Подавляющее большинство экспертов уверено, что обеспечение здоровья российских граждан не может финансироваться по остаточному принципу и базироваться на рыночных подходах. Кроме того, российское здравоохранение находится в перманентном кризисе, который выражается в том, что резко снизилась доступность медицинской помощи, при этом медицинские работники не могут обеспечить ее в требуемых объемах и на установленном уровне качества. Никакие полумеры положения в отрасли не исправят – нужна системная реформа. От ее продуманности зависит будущее медицинских работников, а главное – здоровье граждан страны.

 

Для обеспечения доступной, качественной и бесплатной медицинской помощи населению РФ, особенно в ситуации продолжения падения реальных доходов граждан, необходимо незамедлительно реализовать следующие меры:

Создать централизованную систему управления здравоохранением с подчинением Минздраву России региональных органов управления здравоохранением, санитарно-эпидемиологической службы и других ведомств, отвечающих за охрану здоровья населения.
Увеличить государственное финансирование здравоохранения до 6% ВВП, а также перейти на бюджетную модель финансирования без фондов ОМС и частных страховых медицинских организаций. Перевести медицинские организации на финансирование по смете, которая покрывает их базовые расходы, а не заставляет «зарабатывать» на пациентах.
Исправить нетерпимое положение медицинских работников путем:

повышения оплаты труда с установлением на федеральном уровне минимального базового оклада в размере 4 МРОТ для врачей, 2 МРОТ для медсестер и 1,5 для младшего медперсонала;
обеспечения их профессиональной безопасности и создания благоприятных условий труда, в том числе в условиях затянувшейся эпидемии.

Принять меры по повышению качества высшего медицинского и среднего профессионального образования, в том числе повысить оплату труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов и колледжей, создать условия (выделенное оплачиваемое время) для непрерывного медицинского образования.
Увеличить финансирование медицинской науки в 3 раза с 0,04 до     0,12 % ВВП (в развитых странах оно составляет 0,3-0,4% ВВП), создать единый центр управления вложениями в НИР.
Внедрить систему всеобщего бесплатного лекарственного обеспечения населения рецептурным лекарственными препаратами (а не только льготных категорий населения, как сегодня) за счет средств федерального бюджета.
Разработать и утвердить масштабную межведомственную Программу по охране общественного здоровья до 2030 г., включая вопросы экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, охраны окружающей среды, создания условий для занятий населения физической культурой и спортом, повсеместного внедрения производственной медицины.